Вечера в Одессе… Вечер в Каракасе
Одесское лето! Теплое, щедрое, ласковое. Дерибасовская залита ароматом липы, цветы повсюду в городе радуют своей многоцветной красотой. Море переливается всеми оттенками и манит многочисленных отдыхающих, а также занятых одесситов… Природа. Погода. Благодать.
А музыка? Как вписывается сюда она – великая Музыка, о которой я и поведу рассказ? Летняя Одесса – и вдруг повествование о музыке. А дело все в том, что именно в это время, к концу июня, традиционно заканчивает свой очередной сезон Национальный одесский филармонический оркестр. Об этом замечательном коллективе писала я уже не раз, и буду делать это столько, сколько подскажет моя душа. Всегда открытая музыке вообще и любимому оркестру в частности.
Сезон 2010-2011 превзошел все ожидания – мои ожидания благодарной слушательницы. Я побывала практически на всех концертах НОФО, и всякий раз выходила переполненная эмоциями. Один раз, после особенно удачной программы, сказала своей спутнице, столь же преданной почитательнице оркестра: теперь я со всей очевидностью поняла, что из всех видов искусств наиболее сильные чувства вызывает у меня музыка. Даже не литература, которой я неизменно поклоняюсь, даже не театр - любовь к нему родилась у меня в раннем детстве и продолжается до сих пор, а Музыка. Настоящая - такая, которую высокопрофессионально и радостно дарит нам Национальный одесский филармонический оркестр. Завершившийся сезон был переполнен именно такой музыкой, за что еще и еще раз от души хочется поблагодарить художественного руководителя и главного дирижера оркестра, заслуженного артиста Украины Хобарта Эрла. Какое удивительное чутье надо иметь, чтобы составлять столь уникальные программы! Программы, о которых можно сказать лишь в самой превосходной степени. Наверное, во многом благодаря этому я и стала в последнее время настоящим фанатом высокой музыки.
Концерт Петра Ильича Чайковского для скрипки с оркестром в исполнении лауреата международных конкурсов нашего земляка Алексея Семененко; еще один скрипичный концерт – на этот раз Сергея Прокофьева – его блестяще исполнил совсем юный московский музыкант Даниил Милкис, а за дирижерским пультом был замечательный российский дирижер Юрий Ткаченко. Одно из наиболее полюбившихся мне в этом сезоне произведений – сюита N 1 Чайковского, и в тот же вечер удивительно красивый концерт для фортепиано с оркестром N 20 Моцарта, где солировал еще один талантливый одессит Георгий Кожухарь. Маэстро Эрл, по обыкновению самозабвенно, дирижировал в концерте, где прозвучал еще один из моих музыкальных «фаворитов» сезона – адажио для струнных Самюэля Барбера. А незадолго до этого художественный руководитель оркестра был за дирижерским пультом во время особенного концерта – накануне поездки оркестра в Кельн, где его ожидало выступление в рамках престижного абонемента. (И это яркое выступление – еще один серьезный штрих к портрету прошедшего сезона НОФО – М.Р.) В тот зимний вечер свое искусство дарила нам обаятельная турецкая пианистка Гюльсин Онай, в своей трактовке исполнившая концерт Сергея Рахманинова N 3 для фортепиано с оркестром. И другие славные солисты – пианисты, скрипачи, виолончелисты, валторнисты. И замечательные приглашенные дирижеры, о каждом из которых можно говорить отдельно. Когда-нибудь мы обязательно сделаем это.
Один из недавних концертов стал настоящей гордостью Хобарта Эрла. Оркестром в тот майский вечер дирижировал сам маэстро, а нашим гостем был посланец его далекой родины Эдиксон Руис, с блеском исполнивший несколько произведений на контрабасе – величавом инструменте, который покоряется далеко не каждому. Молодому венесуэльскому музыканту, вот уже 8 лет входящему в группу контрабасистов знаменитого на весь мир Берлинского филармонического оркестра, он покорился уже давно, и их тандем стал чем-то особенным! А мне этот концерт запомнился не только благодаря талантливому и необычайно позитивному Эдиксону: во втором отделении прозвучало произведение, которое я могла бы назвать номером один в большом списке моих музыкальных пристрастий этого сезона.
Многие из вас, почитатели НОФО, возможно, уже догадались, о чем идет речь. А остальным я с удовольствием скажу, что абсолютным лидером этого концертного сезона для меня стала симфоническая сюита «Шехерезада» Николая Римского-Корсакова. Точно знаю, что я не единственная, выделившая это произведение из большого числа великолепных сочинений других авторов и эпох.
И наконец – завершение сезона. И опять хочется вернуться к многочисленным отдыхающим, гостям нашего города, и к более занятым одесситам. Все они, а точнее, мы встретились в великолепном зале филармонии 23 и 24 июня на заключительных концертах сезона 2010-2011. И это был достойный финал! Дирижировал любимый абсолютным большинством одесситов Хобарт Эрл – к слову, напомню, что это был юбилейный, 20-й сезон для маэстро в качестве художественного руководителя НОФО. Может быть, еще и потому он был столь удачным, я бы даже сказала – блистательным. Такими же оказались и прощальные концерты. Страстные, темпераментные испанские мотивы Николая Римского-Корсакова и Михаила Глинки с первых же аккордов зарядили зал соответствующими эмоциями. А напоследок – неповторимый Морис Равель, с его «Благородными и сентиментальными вальсами». И море оваций, криков «Браво!», цветов, снова оваций, и так без конца… А потом толпа почитателей оркестра просто хлынула к дирижеру, чтобы напоследок еще раз выразить ему свою благодарность. И маэстро каждому из нас уделил внимание и обменялся несколькими искренне теплыми словами.
Оркестр попрощался с нами до сентября – так бывает всегда в конце июня. Но видно такой уж особенный этот год – год двойного юбилея Хобарта Эрла. Он стал автором и идейным вдохновителем оригинальной программы, которая будет прекрасным подарком всем, кто любит музыку и не хочет расставаться с любимым оркестром до осени, ведь до нее еще так далеко! Гораздо ближе, просто рукой подать, до вечера 7 июля, когда ровно в 19 часов в Оперном театре – и это еще один подарок и одесситам, и особенно нашим гостям – состоится концерт из произведений Глинки и Римского-Корсакова, Ромеро и Маркера, Мартурето и Эстевеса. Великие русские классики и латиноамериканские композиторы сольются для всех нас в программе под названием «Вечер в Каракасе». Большой патриот Венесуэлы и особенно родного Каракаса, Хобарт Эрл вложил в эту восхитительную программу всю душу, И все, кого увлекут в этот вечер чарующие звуки Музыки, поймут это и сумеют насладиться царским подарком маэстро Эрла и его оркестра.
Марина Ровинская