Вторник, 23.04.2024, 11:44
Главная | Регистрация | ВходПриветствую Вас Гость | RSS
Авторские страницы
Литература [30]
Галерея. Рисунок.Живопись. [3]
Новые публикации
Новые комментарии
09.10.2017   Ivan Radu
Ничего нет удивительного в том, что цыганскую аферистку Риту Колобову обвинили в воровстве чужих произведений с последую >>Подробнее...
13.05.2013   Вадим Евттушек
привіт >>Подробнее...
27.02.2013   Ukraine Ukraine
вот ссылка страница  http://mbf--ave.ucoz.ru/load/zolotaja_nika/zolotaja_nika_2012/rina_ca/112-1-0-922 >>Подробнее...
27.02.2013   Ukraine Ukraine
Очень Вас прошу администратора сайта  убрать со страницы : http://mbf--ave.ucoz.ru/load/zolotaja_nika/zolotaja_n.. мой д >>Подробнее...
04.01.2013   Иван Тернов
Спасибо за праздник от русского Ивана. >>Подробнее...
03.11.2012   Иван Тернов
Народ, укажите, пожалуйста, когда будут опубликованы результаты. Спасибо. >>Подробнее...
18.09.2012   Ара Огрохин
Даниель, привед. Случайно увидел тебя в интернете. Твоя фамилия такая же как и у меня. Она считается редкой. Судя по при >>Подробнее...
12.08.2012   Администатор
Там не mail.ru >>Подробнее...
12.08.2012   Администатор
goldnika2009@yandex.ua >>Подробнее...
02.07.2012   Виталий Душка
ВСЕМ! ВСЕМ! ВСЕМ!
ВНИМАНИЕ! Я обнаружил несуществующий e-mail goldnika2009@mail.ru. который указан в конкурсной п >>Подробнее...
Главная » Файлы » Авторские страницы » Литература

Марина Ровинская «По струнам просветленных душ…»
20.02.2012, 17:32
Поделиться ссылкой в социальных сетях  
  Посоветовать другу по E-mail  
По струнам просветленных душ…

Он прожил очень длинную жизнь - была она успешной и, наверное, счастливой. О грустных нотах – чуть ниже. К сожалению, была и такие. Зато в отличие от многих выдающихся Мастеров он был признан классиком еще при жизни. Фестиваль его имени. Присвоено оно и Музыкальной академии, где учился композитор. А сколько улиц, парков, бульваров! Показательный момент - на девяностолетие музыканта сэр Уинстон Черчилль послал юбиляру коробку его любимых гаванских сигар. Почитание композитора было огромным. Такова же и любовь к нему. Заслуженное признание человека, который сумел вывести музыку своей страны из разряда национальной в категорию мировой. Финская культура широко раздвинула границы и прочно обосновалась на мировой арене.
Ян Юлиус Христиан Сибелиус. Симфонии, симфонические поэмы и сюиты. Скрипичный концерт. Многое успел прославленный  Мастер за долгие годы жизни. Впрочем, произошло неожиданное: дожив до 1957 года,  уже в 1926-м он практически завершил свою активную творческую деятельность. После симфонической поэмы «Тапиола», датированной именно этим годом, он не написал ни одного серьезного произведения. Лишь мелкие опусы. Более тридцати лет публика ждала очередную, Восьмую симфонию (Шестая и Седьмая были написаны друг за другом – в 1923 и 24 годах). Терпеливо ждала. Мастер старел. И отлично сознавал это. По его признанию, «работа теперь идет не с той скоростью, что прежде, а самокритика растет вне всяких пределов». И все же композитор пытался создать новую симфонию, бился над ней до 1943 года, но в конце сороковых сжег черновики и еще несколько произведений.  Что ж, бывает и так. Все основное сказано раньше. Большего не скажешь… Это одна из тех грустных нот, о которых я сказала вначале. Однако глубокая любовь к музыке, в том числе и к новейшим ее течениям, не покидала маэстро до последнего вздоха…

Тридцать лет безуспешно ждала публика симфонию… Пятьдесят лет ожидало выдающееся произведение Яна Сибелиуса широкого признания и включения его в репертуар ведущих скрипачей мира. Пятьдесят лет! И дождалось. Конечно, я о ярком штрихе творчества прославленного Мастера – его Концерте для скрипки с оркестром.
«Приснилось, что мне двенадцать лет и что я виртуоз». Так писал композитор в дневнике в 1915 году – во время работы над сонатиной для скрипки и фортепиано. Эта трогательная запись вполне могла бы быть сделана и в период работы над скрипичным концертом: автор писал его не для прославленных скрипачей, а для себя – себя-виртуоза, которым он так мечтал стать, но не стал. Еще одна грустная нота в мажорной  мелодии его жизни. Слышится она и в Концерте – некая тоска по своей юности, в которой так и не нашлось места для Большой Скрипки…  Впервые ТАК прозвучал скрипичный концерт Сибелиуса в исполнении Давида Ойстраха. Все оттенки чувств автора уловил великий скрипач - уловил и передал слушателем. Именно после этого блистательного исполнения Концерт для скрипки с оркестром Яна Сибелиуса стал исполняться все чаще и чаще – это как раз и было примерно через 50 лет после его написания.
Сейчас Концерт по праву входит в пятерку самых признанных скрипичных концертов: Бетховен, Мендельсон, Брамс, Чайковский. И Сибелиус.



Этот молодой человек разминулся во времени с великим финским Мастером… И хотя скрипач учился в Академии имени Сибелиуса в Хельсинки, личной встречи не произошло. Не свела его судьба и с Ойстрахом  - слишком молод музыкант, о котором сейчас пойдет речь. Но если б случилось чудо и временным рамкам пришлось сместиться, эта встреча могла бы быть поистине знаменательной. Выдающийся композитор, чьим идолом с детских лет стала скрипка, прославленный скрипач ХХ века и его молодой коллега, которому суждено прославить музыкальный мир века ХХI. Как быстро поняли бы они друг друга, сколько важного сумели бы сказать – языком музыки, понятным каждому из них до мельчайших нюансов.
Предвижу вопрос и  сразу отвечаю на него: я не слишком опрометчиво поставила этого музыканта в компанию с такими звездными именами – он приобрел международное признание и давно стал Скрипачом. «Нам не приходилось работать раньше, но уже после первой репетиции могу с уверенностью сказать, что это скрипач мирового уровня», - так сказал накануне концерта замечательный музыкант Аллин Власенко, маэстро, которому предстояло дирижировать в концерте Сибелиуса для скрипки с оркестром. Слова большого музыканта о своем юном коллеге дорогого стоят!
Пора наконец назвать это имя. Впрочем, многие уже слышали его. А кому пока не довелось, от души советую запомнить: Илиан Гырнец, музыкант из Молдовы. Лауреат множества международных конкурсов, в том числе и имени Давида Ойстраха в Одессе, где совсем еще юный музыкант получил специальную премию «За виртуозность». Гран-при в Астане. Золотая медаль Первых Дельфийских игр в Москве. Первая премия на Международном конкурсе им. Тибора Варги в Швейцарии. И снова  Конкурс имени Ойстраха – теперь уже в Москве. Успех на Международном конкурсе имени Бельгийской королевы Елизаветы в Брюсселе. Звучные названия. Заслуженный успех. И все же – не только в этом дело! Перечислять можно много, а потом вдруг запнуться – словно капля бальзама пролилась на душу, не вполне готовую к такому подарку… Это зазвучал неторопливый монолог скрипки на фоне ласковых струнных… Так начался блистательный концерт Яна Сибелиуса. Илиан Гырнец дарит нам эту нежную песнь, которая на глазах крепнет, загорается красками, охватывая весь диапазон скрипки. И вот уже неотвратимо мчится вперед, к кульминации, а за ней вступают низы симфонического оркестра. Он, как всегда, великолепен! В Концерте довольно редки диалоги между солирующей скрипкой и оркестром. Чаще мы слышим то первую, творящую настоящие чудеса в руках виртуоза, то главную парию берет на себя оркестр, и эти, оркестровые части, волнуют не меньше, по-прежнему поражая величием, мощью и музыки, и дарящих ее мастеров!
Оглушительный успех скрипичного концерта, шквал оваций,  повсеместные, а не одиночные крики «Браво!» Цветы. Блестящее исполнение на бис «Гавота» Баха. И снова овации и явное нежелание отпускать скрипача, и он, уставший от полной самоотдачи, выходил на поклон еще и еще раз. И тут мне вспомнился ответ Илиана на мой вопрос, бывает ли у него после концерта состояние экстаза: «Только тогда, когда через мою музыку с вами говорит Бог!» В тот вечер все было именно так!

«Браво!» за блистательное исполнение концерта Сибелиуса и малознакомой одесситам симфонии Сезара Франка, великолепного произведения, звучало и в адрес маэстро Аллина Власенко. Народный артист Украины, дирижер Национального театра оперы и балета Украины. В репертуаре артиста более пятидесяти спектаклей, в том числе и с участием корифеев мировой сцены. Поистине неоценим вклад Власенко в развитие современной украинской музыки – за это ему отдельный низкий поклон!
По своей давнишней привычке находить определения для дирижеров,  руководящих нашим Национальным оркестром, для Аллина Власенко я нашла неожиданное и очень краткое – сэр. Высшая элегантность облика, отточенные движения большого профессионала, сдержанная страстность, благородство – все это и навело меня на мысль о столь высоком титуле. И еще – абсолютная доброжелательность по отношению к коллегам, звучащая даже в частной беседе, где могло бы промелькнуть всякое…  И «разумная» скромность человека, который знает о себе все, но никоим образом не подчеркивает свою значимость. Зато о многочисленных учениках, в разное время ставших именитыми дирижерами, профессор Национальной музыкальной академии Украины им. П.И. Чайковского Аллин Власенко готов говорить долго,  и в каждом его слове – глубокое почтение и душевное тепло. Да, перед нами  истинный сэр! И хотя в тот вечер главным героем был темпераментный скрипач-виртуоз, я не сводила глаз с великолепного маэстро.


…а об оркестре, нашем славном Национальном филармоническом оркестре, сказано много, и будет сказано еще и еще.
Браво всем за этот оглушительный вечер!

                                                  Марина Ровинская

Категория: Литература | Добавил: valera
Просмотров: 1979 | Рейтинг: 5.0/1
Поделиться ссылкой в социальных сетях  
  Посоветовать другу по E-mail  
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Благотворительный Фонд "AVE" © 2024 г. Используются технологии uCoz