Дуэту – браво!
Народный артист Украины. Заслуженный деятель искусств
Украины и АР Крым. Лауреат Государственной премии АР Крым. В течение
сорока лет возглавлял государственный оркестр Крыма. Интернациональным
биографическим центром, Кембридж, Англия, внесен в музыкальную
энциклопедию «Кто есть кто в музыке». Биографическим институтом штата
Северная Каролина, США, представлен к «Почетной медали чести» и выдвинут
в число 500 наиболее влиятельных лидеров ХХ столетия. И еще множество
почетных званий и наград – всего не перечесть. Дирижер Алексей
Гуляницкий. Мэтр. Отец.
Заслуженный артист АР Крым. Лауреат Государственной премии АР Крым.
Обладатель приза «Terry Pasmino» - «За бриллиантовую интерпретацию».
Концертмейстер Государственного академического симфонического оркестра
России им. Е. Светланова. Доцент Московской государственной
консерватории им. П.И. Чайковского. Лауреат престижных конкурсов.
Обладатель почетных званий. Скрипач Алексей Гуляницкий Виртуоз. Сын.
Музыкальная династия. Славная династия! Практически все в большой семье
Гуляницких связаны с музыкой. Мне довелось познакомиться лишь с двумя
ее представителями. Впрочем, это не совсем справедливо: Тамара Петровна,
мать Алексея, более полувека назад ставшая женой старшего Гуляницкого,
вдобавок к серьезному химическому образованию получила и заочное
музыкальное – хотела быть еще ближе к мужу. Эта симпатичная невысокая
женщина - верный друг, подлинный единомышленник своих талантливых
родных. Знакомство с их удивительной семьей произвело на меня поистине
неизгладимое впечатление. Примерно час прожила я в атмосфере большой
любви, гордости и полнейшего взаимопроникновения. И уже точно знала –
концерт окажется не просто хорошим, он сможет превзойти все мои
ожидания. И превзошел. Браво, браво музыкантам, с первых же минут
заставившим нас с головой погрузиться в их музыку!
Сколько гордости было в каждом слове отца, когда он знакомил нас,
журналистов, со своим сыном! Ни слова о себе, о своей ярчайшей
многогранной биографии, с трудом способной уместиться в одной статье.
«Для меня особая честь сыграть в одном концерте со скрипачом Алексеем
Гуляницким», - так начал пресс-конференцию маэстро. И с последним
аккордом концерта стало ясно, что это не просто отцовская любовь, а
признание одним серьезным музыкантом несомненных заслуг другого.
Сколь разные они – Гуляницкие! Алексей Феодосьевич и внешне -
олицетворение истинного мэтра: статный, представительный, великолепный!
Такова же его манера дирижировать – от первой до последней минуты
концерта почти 80-летний маэстро был на высоте - на недосягаемой высоте.
Большой музыкант, большой артист!
А Алексей-младший даже внешне похож на небожителя – тонкий,
одухотворенный, возвышенный. А уж его исполнение… «Проникновенная игра…
он полностью впитал лучшие традиции старой русской скрипичной школы…
Восхитил публику Бадена, дал расцвести русской душе» - такими словами
германская пресса выразила свое отношение к игре виртуозного скрипача. И
другое издание Германии: «…играет с творческой свободой и полной
самоотдачей, очень выразительно и с большим блеском». И в недавнем
концерте с Национальным одесским филармоническим оркестром музыкант был
неотразим – и это притом, что перед нами часто выступают настоящие
мастера, в том числе и скрипачи. Без сомнения, Алексей Гуляницкий -
ярчайшее явление на сцене одесской филармонии за последние годы.
Концерт, о котором идет речь, необычайно хорош сам по себе. Об этом
журналистам с большим энтузиазмом говорили оба музыканта. Подчеркнули
явную несправедливость того, что музыку Конюса в странах СНГ исполняют
крайне редко. По словам маэстро Гуляницкого-старшего, это первое
прикосновение к композитору в нашем городе. Включить его в концерт было
совместным решением солиста-скрипача и художественного руководителя НОФО
Хобарта Эрла, стремящегося пополнить репертуар оркестра малознакомыми
или вовсе неизвестными нашей публике произведениями.
Замечательный композитор, блестящий скрипач, музыкальный педагог,
любимый ученик великого Чайковского. Первая скрипка Большого театра,
затем Нью-Йоркского симфонического оркестра и оркестра Колонж в Париже.
Близкий друг Сергея Рахманинова, тоже покинувший родину, хотя и по ее
официальному разрешению – как французский поданный. Судьба в
определенный момент отвернулась от обоих: имена музыкантов были
незаслуженно преданы забвению Советской Россией. Но в отличие от своего
прославленного друга, чьи произведения исполняют во всех оркестрах мира,
Юлий Конюс до сих пор известен далеко не всем.
Но справедливость восторжествовала – иначе и быть не могло. И благодаря
этому мы стали благодарными слушателями самого известного произведения
композитора – его скрипичного концерта ми минор, написанного в 1896
году.
Судя по тому, что концерт состоит из трех частей – Allegro molto, Adagio
и Cadenza. Allegro subito, коротким его не назовешь. Но для меня он,
простите за банальность, пронесся подобно молнии, оставив такой же
ослепительный след. Скрипичные сольные партии своей пронзительностью и
чистотой самой высокой пробы повергли едва ли не в шок. И снова
сравнение скрипача с небожителем, возникшее при первой встрече. Земные
создания так не играют… Вот о чем успела я подумать за те секунды,
которые для меня длился этот концерт. А рядом блестящий маэстро с его
царской статью и такой же манерой дирижировать. Мэтр. Отец. Виртуоз.
Сын. И мы – по ту строну бытия…
Марина Ровинская