|
Постфестивальная полемика
| |
pisanev | Дата: Четверг, 20.01.2011, 14:34 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 8
Статус: Offline
| Приглашаем Вас поучаствовать в постфестивальной полемике. Мы приветствуем любые предложения и критику в наш адрес и с удовольствием учтем Ваше мнение при организации фестиваля "Алые Паруса" 2011 года
Администратор сайта.
|
|
| |
pisanev | Дата: Четверг, 20.01.2011, 14:37 | Сообщение # 2 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 8
Статус: Offline
| ПОБЫТЬ ГРИНОМ Если бросить в озеро прямоугольный кирпич — всё равно по воде будут расходиться круги, а не прямоугольники. Именно эта несвежая мысль возникла у меня после фестиваля «Алые паруса», по дороге домой — из Одессы в Николаев. Вот ещё один фестиваль, из числа новоиспечённых, отхлопал на ветру парусами. И оставил впечатления, изъеденные недоумёнными размышлениями — для кого и для чего? Всё ли можно списать на первый блин? Оставим этот вопрос хозяевам фестиваля и горожанам. У гостей же фестиваля вопросы, обычно, иного плана — стоило ли ехать? Не буду расписываться за всех, лично для меня — стоило… Как поётся: «Я вам не скажу за всю Одессу…», так и я «вам не скажу за весь фестиваль». Последняя декада лета. Общение с друзьями. Новые знакомства. А ещё была сама Одесса, которую невозможно не любить, хотя бы — за невозможность понять, что роднит её с Поэзией. На фоне этого любой фестиваль затеряется и станет не поводом для огорчений. Короче, как всегда — кривая вывезла. Обидно только, до каких пор сам город будет спасительной декорацией, а друзья — приманкой и отдушиной. Впрочем, не время ещё даже «разбрасывать камни». Скажу только о том, в чём принимал непосредственное участие — о литературном конкурсе малой прозы, проведённом в рамках фестиваля. Мне посчастливилось участвовать в литературном конкурсе фестиваля в качестве члена жюри. Честно скажу, когда получил это предложение — думал не больше минуты. Именно столько потребовалось, чтобы открыть файл со списком членов жюри конкурса и увидеть фамилии — Костюков, Айдинян, Голубовский. Работать в одной компании с такими мастерами словесности было и лестно, и ответственно. Непосредственная работа по организации литературного конкурса была проведена отменно. Да самой последней минуты указанного срока, периодически, на адреса членов жюри поступали послания с конкурсными текстами. Какие-либо проблемы, возникавшие с нарушением кодировки файлов решались тут же. Создавалось впечатление, что люди, ответственные за это, круглосуточно живут в Сети. Оказалось, всю эту колоссальную нагрузку выполнял один человек — Людмила Шарга, координатор литературного конкурса. Однако, увы, пообщаться с ней на фестивале не довелось. Причиной явилось некорректное (не сказать большего!) поведение организатора фестиваля в отношении Людмилы и её последующее самоустранение… По замыслу организаторов, каждому желающему автору предоставлялась возможность «побыть Грином». Естественно, подразумевалось, что без симпатии к писателю и внутреннего преклонения перед его творчеством, обойтись не могло. Всё же, признаюсь, лично у меня вызвал недоумение главный критерий отбора конкурсных текстов — они не должны были противоречить «гриновским идеалам и мотивам». Как выяснилось, под этим понимались — «романтика, приключения, море»… На мой взгляд, эта искажённая подача сущности гриновского творчества сыграла злую шутку со многими авторами, понявшими всё слишком буквально. На конкурс поступило множество работ, в которых непременно проступала тень Ассоль, но ни разу — Фрези Грант; непременно «алая символика», но ни разу мрачная неубедительность обыденного чуда. Иногда создавалось впечатление, что некоторые авторы просто достали из пыльных архивов тексты, хоть как-то связанные с заявленной тематикой, даже «промахнувшись» с жанром — присылали вместо рассказов зарисовки, миниатюры, эссе о самом Грине; предлагались и публицистические очерки о слётах, и признания в любви к писателю и его творчеству. К счастью, были авторы, вышедшие за эти грани. Как водится, их было не так и много. Их не хватило на лонг-лист, уместивший 22 автора, но шорт-лист из одиннадцати избранников выглядел достаточно убедительным. Самое главное впечатление и удовлетворение от совместной работы всего жюри — довольно редкое в таких случаях единодушие. Оценки, поставленные семью членами жюри в разных городах дистанционно, во многом совпали. Лично я порадовался, что из одиннадцати финалистов конкурса в моём личном шорт-листе присутствовало девять имён. Более того, совпала также и тройка призёров конкурса, и текст-победитель! Об этом тексте стоит сказать особо. Внимательно вычитывая конкурсные тексты, страница за страницей увязая в «гриновских идеалах» в трактовке наших современников, одновременно теряя веру в эти идеалы, размазанные по тарелке, я всё явственней ощущал опасение — вот вскоре закончатся все тексты, а внутреннее «ощущение победителя» не наступит! И когда, наконец, начал читать текст № 45 «Длинный, предлинный» — сразу подумал: «Неужели?!» Но почему-то, скорее всего предвкушая, отложил этот текст и стал читать дальше по списку. И только прочитав последнюю работу, вернулся к «сорок пятому». А по прочтении его облегчённо поставил единственную оценку 10 баллов. Именно этот текст, а стало быть, и его автор — Николай Столицин из Евпатории — по единодушному мнению всех членов жюри стал победителем. Текст-лауреат кинематографичен по своей сути, он зрим, объёмен и убедителен. Но это не сценарий для сериала. В нём нет банальных деталей и массовки. В нём есть главное для элитного фильма — человек, его внутренний мир. И главное для автора — яркий стиль и мастерство. Возможно, так бы писал и сам Александр Грин, если бы ему выпала иная эпоха — нынешняя. Хотя, скорее всего, прекратил бы писать вовсе… А тройка призёров выглядела так: 1. Николай Столицин (Украина, г. Евпатория), рассказ «Длинный-предлинный». 2. Алексей Караковский (Россия, г. Москва), рассказ «Белое море, чёрная кошка». 3. Сергей Шаманов (Украина, г. Одесса), рассказ «У границы прибоя». Кстати, на фестивале присутствовал лишь одессит Сергей Шаманов, знакомство и беседа с которым — ещё одно моё приобретение и яркое впечатление. Однако отсутствие Николая и Алексея — явная недоработка организаторов. Для меня фестиваль — по большому счёту! — состоялся лишь благодаря: Людмиле Шарге (координатору литературного конкурса), Сергею Главацкому (координатору поэтических чтений) и Евгении Краснояровой (добровольно и безвозмездно взвалившей на себя все бытовые вопросы) — за что им низкий поклон и искренняя благодарность. И, конечно же — Леонид Костюков. Мастер-класс, который он блистательно провёл по итогам конкурса, беседа о малой прозе, постепенно перешедшая на разговор о поэзии — надолго запомнится всем присутствовавшим авторам. Это именно то знакомство и крупицы опыта, за которыми стоит ехать куда угодно и терпеть что угодно… Постскриптум! Кашу маслом не испортишь. Согласен. При условии, что масло — не касторовое. Не принято выносить сор из избы (если, конечно, ты хозяин, а не веник, которому всё равно куда мести). Но и надувать щёки, если ты не трубач, было бы странно. Красна изба не углами, а пирогами, — говорили в древности. В том числе и во времена Грина. Увы, времена поменялись… То, что литературный конкурс у главных организаторов был на правах падчерицы, я заподозрил сразу, но осознал постепенно. За все четыре дня фестиваля главные организаторы не снизошли даже до того, чтобы элементарно поздороваться с приезжими членами жюри, не то, чтобы представить их друг другу и организовать работу. Всё, включая финальное обсуждение трёх призовых мест, проводилось в движении, на бегу. О пирогах и самой избе для ночлега речь не шла вообще… Но я не о доступе к кормушке. Я о бóльшем и главном. О том, что Александр Грин, в первую очередь — писатель. Если бы организаторы фестиваля об этом не забыли, всё было бы рельефнее и значимее. И это не цеховая ревность. Это неприятный, но правильный акцент… На деле же последний фестивальный акцент был иным. Яхта с алыми парусами, проскользнувшая по волнам к причалу. Поэты, перекрикивающие духовой оркестр моряков, чем больше напоминали чаек. Главный организатор всея фестиваля — в белом платье, но без коня. Как иллюстрации к термину «постмодернизм». Как стремление эпохи к зрелищности и шоу. Мне почему-то это навеяло неизбывную грусть. А город подумал — ученья идут… Алексей Торхов, поэт, член жюри, Председатель Николаевской организации Всеукраинского творческого союза «Конгресса литераторов Украины», победитель множества Веукраинских поэтических фестивалей.
Администратор сайта.
|
|
| |
pisanev | Дата: Четверг, 20.01.2011, 14:39 | Сообщение # 3 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 8
Статус: Offline
| Уважаемый Алексей. Огромное спасибо Вам, что вы прислали письмо на адрес, правда, Сергея Главацкого, хотя есть адрес сайта фонда, и спасибо Сереже, что он переслал его мне... Хочу заметить, что Ваши комментарии относительно жюри и того, что мы, действительно, не успели лично встретить Вас и перезнакомить, обеспечить проживанием и питанием, абсолютно основательны. Нас только прощает то, что заранее было оговорено с Сережей Главацким и Женечкой Краснояровой, что они берут на себя труд и заботы по этим вопросам, отказавшись от машины и нашего присутствия при встрече Вас с вокзала, а также размещения кого-либо из Вас лично у меня на квартире, причем бесплатно, дополнительно к размещению - у меня же - Леонида Костюкова, которого Ольга Леcовикова привезла около трех часов ночи с вокзала. Нам не составило бы труда встретить и Вас. Спасибо мужьям Ольги Лесовиковой и Натальи Соболевой, в нашем распоряжении было 4 автомашины. Остальные моменты "гонки" вы уже видели сами, нарушения регламентов и самого сценария, заранее оговоренного и утвержденного, были самовольно изменены Натальей Борисовной Коваленко, что привело к дальнейшей путанице во всем сценарии фестиваля. К сожалению, я не смогла противостоять и исправлять ситуацию в присутствии стольких людей. Это было бы еще более неправильно и неприглядно. Что касается Людмилы Шарги и главенствующей роли Литературного Конкурса в концепции фестиваля, я обязана расставить «точки над i».: Людмила Шарга, помимо координации конкурса малой прозы, вела все это время сайт, что мною высоко ценилось и оговаривалось во всех телепередачах и газетах, неоднократно отмечалось мною в личной беседе как с самой Людочкой, так и со всеми, кто был причастен к работе фестиваля. Л. Шарга была отмечена, наравне с членами жюри, благодарностью за колоссальный труд. Ее обиды на, как вы выразились, «некорректное» мое поведение не имели под собой никаких оснований. Последнее, достаточно непонятное для меня и необъяснимое поведение Людмилы привело к конфликту. Судя по Вашему комментарию, Вам известна та причина, которую Вы называете «сором из избы». Пусть этот сор остается на совести Людмилы. До последнего момента «даже ссоры» я выражала ей свою благодарность и свое восхищение ее талантом, но человек слышит то, что он хочет. Какой-то внутренний конфликт, непонятный мне, толкнул ее на обострение отношений. Все требования Люмилы я выполняла в течение всего времени ее работы на сайте, от которого зависел весь фестиваль. Во время одной из телепередач, инициатором которой я и являлась, мною была допущена досадная ошибка – я была уверена, что Людмила Шарга, представленная мною, в обход субординации, первой (рядом мо мной находился мой непосредственный руководитель, председатель ОРО НСЖУ Юрий Работни, при поддержке которого осуществлялся мой проект) в виду первичной важности литературного раздела фестиваля, посвященного именно писателю, Александру Грину, уже и произнесла речь, как было со всеми в предыдущей телепередаче на тему фестиваля. Вы можете ознакомиться с этой телепередачей «В ногу со временем» с Кимом Борисовичем Каневским на нашем сайте (видео-материал можно просмотреть здесь. Прим.: администратор сайта), и вы убедитесь, что тут же, извинившись во время эфира, я предоставила Людочке дополнительное время и возможность, помимо ее выступления как координатора конкурса малой прозы, рассказать о Гриновском доме и ее причастности к Гриновскому миру. Что касается тех странностей в мировоззрении авторов, отобранных Людочкой Шаргой, и Положения о соответствии «Гриновской теме», эти нюасы я доверила как профессионалу ей же, и не вмешивалась в ее работу, полностью доверяя ее уровню компетенции. По поводу зрелищности и многолюдности на фестивале: ваше обвинения воспринимаю как комплимент. Какой же фестиваль не является праздником? И плох тот фестиваль, что скучен и малолюден. Другой вопрос, чтобы фестиваль имел и познавательный смысл и возможность перспективы, открывающейся перед талантливыми, интересными финалистами, чтобы на нем не заканчивалось их чествование, чтобы их успех имел дальнейшее продолжение и развитие. Очень надеюсь, что мой проект соответствует этой концепции. На Морвокзале, вместо чествования художников, участников выставки, по независящим от меня причинам Наталья Коваленко «запустила» концертную программу (причем в третий раз одну и ту же), чем сбила очередной раз сценарий. Задумка именно Люды Шарги (очередная моя уступка), чтобы поэты читали на причале, помимо Литературного Сада скульптур, мною была оговорена с руководством Морского Вокзала, но рабочие на причале повредили кабель подключения аппаратуры, поэтому поэты выступали без микрофона, - в связи со смещением по сценарию - позже на полчаса определенного в Программе времени, что совместило их выступление, с пришедшим, ровно по графику и указанному в Программе времени, парусником и звучанием оркестра. Мне кажется, я объяснила все нюансы. Могу добавить, что не хватило времени переодеться - простите за белое платье - бешеный ритм решения сразу многих вопросов, которые остались «за кадром», но приводили к сердечным приступам, находящуюся рядом со мною Ольгу Лесовикову, лишил возможности более полноценного руководства процессом. В следующем году, учитывая все Ваши замечания, надеюсь получить от Вас письмо совсем другого содержания и настроения. Я открытый человек и не люблю интриг, готова на диалог и на компромисс, но не с совестью. Я приняла решение распустить Организационный Совет фестиваля, который дал возможность некоторым непорядочно проявившим себя людям очень навредить как морально, так и финансово, воспользовавшись моим доверием. Наталья Коваленко выбыла из фестиваля, как и Анжелика Жукова. Людмила Шарга самоустранилась. Сайт ведет новый человек, вы можете видеть его уровень сами. В следующем году еще больший акцент будет дан «литературному конкурсу», причем я снимаю ограничение в тематике и ввожу для студентов и школьников «эссе» на тему Гриновского творчества. Леонид Костюков, огромное ему за то спасибо, высоко оценив саму идею, взялся помочь, и в дальнейшем лично возглавить отборочную работу произведений, привлекая к участию в моем проекте таких известных в литературном мире людей, специалистов, профессионалов, как Д. Веденяпин, О. Борушко и др. Вопросы проживания тоже будут рассмотрены заранее, конкурсанты будут определены задолго до августа, чтобы успеть выпустить их произведения отдельным сборником, что мне очень нравится в проекте О. Борушко «Пушкинская осень в Одессе». Будут проведены мастер-классы в более спокойном режиме, и между мероприятиями будет намного больше времени, чем в этом году. Заглядывайте на наш сайт, участвуйте в обсуждениях, мне очень важно ваше мнение. Гриновская идея, которую каждый понимает по-своему, остается во главе угла моего проекта. И угол этот - острый. И верхний. Надеюсь, время расставит все на места, а дым бывает и без огня, только он никого не греет. Выношу Ваше письмо и мой ответ на общее обозрение с той лишь целью, чтобы еще раз подчеркнуть важность взаимопонимания и честности взаимоотношений между людьми, что соответствовало бы мировосприятию, как мне кажется, и самого Александра Грина. С уважением, Рита Колобова, автор и руководитель проекта Международного Гриновского фестиваля «Алые паруса»
Администратор сайта.
|
|
| |
|
Благотворительный Фонд "AVE" © 2024 г. |
Используются технологии uCoz |
|
|
|