«Стих – по заказу!»
«Герой труда (Записи о Валерии Брюсове)» (1925) – прекрасная статья, на многие вопросы дающая ответы. В ней Марина Цветаева вспоминает и о своем участии в 1911 году в конкурсе, объявленном В. Брюсовым на «две строки Пушкина», первую свою реакцию на предложение участвовать: «…идея была соблазнительной! Но – стих на тему! Стих – по заказу! Стих – по мановению Брюсова!» Преодолела эти и другие «камни преткновения». И – победила! В конкурсе, разумеется, анонимном, «с обнаружением автора лишь по присуждении приза». Шутила: стала «премированным щенком».
К словам о первой своей реакции, неприятии стихов на тему – сноска-примечание: «Теперь думаю иначе».
В 1932 году, в статье «Поэт и время» М. Цветаева напишет «…я от будущего заказы принимаю непосредственно». Отрицая «политический заказ поэту», утверждает: таковой «не есть заказ времени, заказывающего без посредников». Признается: «Есть и у меня заказы времени», причем, есть – прямой, «вплоть до имен вождей, но данный не вождями или контрвождями, а самим явлением. Так, поэма Перекоп заказана Перекоп-валом. Закажи или предложи мне ее тот или иной идеолог Белого Движения, из нее бы ничего не вышло, ибо в дело любви вмешался бы третий – неизменно-губительный, как бы его ни звали – и убийственный, когда его никак не зовут, то есть, когда этот третий – политическая программа.
Больше скажу – если мне и удался Перекоп, то только благодаря тому, что писала я его не смущенная ничьей корыстной радостью, в полном отсутствии сочувствия, здесь в эмиграции точно так же, как писала бы в России. Одна против всех – даже против своих собственных героев, не понимающих моего языка. <…>
Единственное спасение меня и вещей, что заказ времени у меня оказался приказом совести, вещи вечной. Совести за всех тех в чистоте сердца убитых и не воспетых, воспетыми быть не имеющих. В главенстве же, в моих вещах, приказа совести над заказом времени порукой главенство в них любви над ненавистью. Я, обратно всей контрреволюционной Москве и эмиграции, никогда так не ненавидела красных, как любила белых».
Вспомним: «Каким-то вещам России хотелось сказаться, выбрали меня…» Вспомним о стихах к Чехии (1939): «Я год не писала стихов: совершенно спокойно <…> И вот чешские события, и я месяц и даже полтора – уклоняюсь: затыкаю те уши, не хочу: опять писать и мучиться…» Но – «так как никто их не написал и не напишет – пришлось писать – мне. Чехия этого захотела, а не я: она меня выбрала: не я – её. И написав почувствовала, что гора – с плеч…»
Итак, очевидно: стихи не только пишутся по заказу, они без заказа – не пишутся! И не просто заказа – приказа! Приказа Любви, Совести, Долга!
Организаторам: потому-то смею утверждать: конкурс «Цветаевская осень» не состоялся. Несмотря на огромное число участников. Может быть, состоялся конкурс «Осенние мотивы», или как вам будет угодно его post factum поименовать. Но, главное: «Служенье Муз не терпит суеты…» Неоспоримо. Как и блоковское: «Искусство мстит само за себя, как древнее божество или как народная душа, испепеляя, стирая с лица земли все то, в чем лежит признак суеты, что пытается своими маленькими, торопливыми, задыхающимися ритмами – заглушить его единственный и мерный ритм».
Участникам: в том, что Вы не любите, не знаете Марину Цветаеву; что Вы – не тот (та), кто не может не писать о ней; ее жизнь, судьба не стучит как пепел Клааса в Ваше сердце; ее выстраданное Знание, мысли не находят отклика в Вашей душе – криминала нет. Возможно, Вы знаете, любите других поэтов (только бы не одного себя!..) Но зачем участвовать в этом конкурсе? Тем более, если Вы уже обременены многими титулами, наградами других конкурсов, фестивалей и т.п.? Та же суета сует?
Не обремененным: да поддержит, поможет Вам удивительная, светлая подглавка «Искусство без искуса» статьи «Искусство при свете совести – о стихах «малых мира сего», принадлежаших «перу женщин, детей, самоучек», о том, что «еще не искусство, но уже больше, чем искусство». Она заканчивается словами: «Эти стихи мои любимые из всех, которые когда-либо читала, когда-либо писала, мои любимые из всех на земле. Когда после них читаю (или пишу) свои, ничего не ощущаю, кроме стыда».
Всем, а себе – в первую очередь: «…общий уровень отношения к искусству в русских журналах и газетах, отношение не по чину, ведет за собою ослабление интереса, подозрительность к произведениям искусства и литературы вообще – у публики. Этим не унижается искусство, которого нельзя унизить, ибо оно не наше, но только понижается общий уровень культуры» (А. Блок. Искусство и газета.) Но может кому-то это и нужно? Сегодня – страшнее, ибо – Интернет! И – куда уж ниже? Стоит задуматься?..
Людмила Владимирова
|